Почему психотерапевт не может быть моим другом в повседневной жизни? Почему многие психотерапевты не отвечают на личные вопросы?

Распространяя отношения за пределы терапевтических, вы всегда ставите терапию под угрозу. Во-первых, общаясь с психотерапевтом, мы, часто не замечая того, примеряем на него разные маски, карнавальные костюмы (мамы, партнера, бесчувственного злодея, идеального сверхчеловека…), и это является очень важной частью процесса. Для этого знания клиента о личной жизни своего терапевта должны быть ограничены. Чем меньше мы знаем о ком-то, тем проще наделять его разными качествами и свойствами. Во-вторых, для хорошего психотерапевта, все, что происходит в кабинете – значимое содержание (как прошел, как повесил куртку, как открыл/закрыл дверь). Я не смогу делать вид, что этого нет, если мы вместе пойдем в кафе или на выставку, а такого рода полное внимание – профессиональный труд, которым не хочется заниматься на досуге. В-третьих, работа психотерапевта оплачивается деньгами. Если же мы встретимся за пределами кабинета, то может начаться какой-то новый процесс обмена – к примеру, я почувствую, что должна уделить вам большее, какое-то особенное внимание (ведь мои отношения с вами стали особенными, отличными от других). Это нарушит чистоту моего восприятия: вместо того, чтобы уделять внимание тому ,что реально происходить во время сессии, я буду стараться быть очень хорошим терапевтом и думать, какую технику из известных мне нужно было применить 15 минут назад.

Ограничение так называемых «множественных отношений» стандартно и относится к разряду этических норм, прописанных профессиональными ассоциациями (например, Американской Психологической Ассоциацией). Их соблюдение является обязательным. При этом степень закрытости частной жизни терапевта во многом зависит от того направления, к которому он или она себя относят. С моей точки зрения, сообщение дополнительной частной информации (истории из жизни, личные примеры и т.п.) о себе клиенту возможно (и может оказаться очень полезным) только в отдельных ситуациях, когда этого требует процесс психотерапии. Во всех остальных случаях это негативно влияет на психотерапию.

Comments are disabled